Главная » Файлы » ВСЁ О ПИФАГОРЕ |
11.01.2010, 00:06 | |
Что знает современный образованный человек о Пифагоре? Пару теорем из школьного учебника, дюжину изречений из расхожего сборника афоризмов мудрецов да бессвязный набор фраз из университетского курса истории философских учений. Между тем Пифагор не только придумал знаменитую теорему, но и создал первую в Элладе философскую школу и проект первого театра. Именно в пифагорейское учение уходят корни Академии и Ликея, не говоря уже о римских гражданских доблестях. В этой книге впервые собраны все дошедшие до нас письменные сообщения древних авторов о Пифагоре и его учении. Каждому в этой книге откроется то, что соответствует уровню его духовного восхождения, — посвященный за неприязненным словом узрит величие абсолюта, ищущий мудрости обнаружит среди неясных символов немало полезного для собственного развития и улучшения природы своих родных и близких. Бесполезной эта книга окажется лишь для тех, кто одержим духовной ленью и не испытывает никакого желания познавать этот столь ненадолго явленный ему блистательный мир... Что знает современный образованный человек о Пифагоре? Пару геометрических теорем из школьного учебника, дюжину изречений из расхожего сборника афоризмов мудрецов да бессвязный набор фраз из университетского курса истории философских учений. Между тем вклад Пифагора и его школы в мировую культуру огромный и поистине основополагающий. Мы, не задумываясь о первоисточнике, до сих пор пользуемся культурной терминологией, введенной некогда самим Пифагором: философия и философ, эзотерика, символ и символика, математик, симметрия, катет и гипотенуза, парабола, гипербола и эллипс, оптика, цикл и эпицикл, эксцентриситет, эклиптика, диатоника, энгармоника и др. Место Пифагора в истории мировых философско-религиозных систем находится в одном ряду с Заратуштрой2, Джиной Махавирой3, Буддой4, Кун Фуцзы5 и Лао Цзы6. Его учение проникнуто ясностью и просветленностью. В нем меньше воинственности, чем в гатах7 Зара-туштры, меньше устремленности в нирвану8, чем в сутрах9 Махавиры и Будды, меньше нравст-венного и государственного ригоризма, чем у Конфуция, но не меньше широты, чем в учении о дао10. Пифагор, словно великий Атлант, несет на своих плечах небосвод духовности западных стран. Он не просто один из многих известных эллинских философов, геометров и астрономов. Он — великий посвященный, просветленный учитель и духовный предводитель, ясновидящий и пророк. Чтобы осознать это, лучше всего обратиться к первоисточникам наших знаний и представлений о Пифагоре и его учении. 1 Иешу Амашшия — греч. Иисус Христос из Назарета (11 г. до н. э.— между 14 и 37 гг. н. э.) — пророк и реформатор древнееврейской религии. Иешу Ноцри поначалу присоединился к секте ессеев (терапевтов), затем в течение некоторого времени был вместе с Иоханнаном Предтечей, после чего создал собственную религиозную общину. Среди его учеников выделя-лись Симон бен Иона (Петр) и Андрай бен Иона (Андрей), Иоханнан Воанерг (Иоанн). 2 Заратуштра (греч. Зороастр) (579—502 гг. до н. э.) — пророк и реформатор древ-неиранской религии. Первым увидел в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей. За двенадцать лет до обращения Кави Виштаспы Заратуштре открылась истина. Затем он про-поведовал при дворе Виштаспы, отца Дария, из царского рода Ахеменидов. В 522 г. до н. э. поддержал магов в деле установления теократической власти в персидской державе. Заратуш-тра ушел из жизни через тридцать пять лет после обращения Кави Виштаспы, в день Хварны месяца Аша Вахишты (11 день второго месяца), в возрасте 77 лет и 40 дней. 3 Джина Махавира (традиционная датировка его жизни: 599—527 гг. до н. э. должна быть скорректирована более чем на полстолетия: ок. 549—477 гг. до н. э.) — Нигрантха Ната-путра, основатель джайнской религии. Его родители принадлежали к аристократической кон-федерации Вриджи (отец Сиддхартха происходил из влиятельного кшатрийского клана Вайша-ли-Натов). Нигрантха («сбросивший оковы») вначале присоединился к аскетическому «ордену» паршванатхи, затем в течение шести лет был с Маккхали Гослой, после чего создал собственную общину. Среди его учеников выделялись Гаутама Индрабхута, Саччана и Упали. Основными центрами деятельности нигантхов считают Раджагриху, Чампу, Вайшали и Паву (в последнем городе основатель джайниз-хма скончался — после 35 лет учительства). 4 Будда (санскр. «просветленный») — Гаутама Шакья-Муни (560—480 гг. до н. э.) — ос-нователь буддизма. 5 Кун Фуцзы (Конфуций) (55 2—479 гг. до н. э.) — I китайский философ, историк и госу-дарственный деятель, I основатель китайской государственной религии, которая представляет собой нравственную философию, облеченную в религиозную форму. Родился и умер в Куоли, около Чоу, государство Ау (ныне провинция Шаньдун). Конфуций не выступал с собственным религиозным учением. Он собрал, прокомментировал и пересказал пять классических произве-дений Древнего Китая. Ему принадлежат комментарии к «Книге Весны и Осени», истории го-сударства Лу, пересказы «Великого учения» и «Учения о середине». 6 Лао Цзы {кит. букв, «старый учитель») — почетное имя китайского философа Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня, 604—524 гг. до н. э.), основателя даосизма. Он родился в государстве Чу, провинция Хэнань, был хранителем архива Чжоуского двора, автором трактата «О Пути и Доб-родетели». Умер в глубокой старости за пределами Китая. 7 Гаты — др.-иран., гимны, призывания божественных сил, приписываемые Заратуштре, стали разделом «Ясна» в составе «Авесты» (канонической книги зароастрийцев). 8 Нирвана (санскр. «угасание») — согласно догматам джайнизма и буддизма, совершен-ное состояние человеческой души, избавленной от страданий последующих инкарнаций. 9 Сутры (санскр. «правило») — др.-инд. священные краткие руководства к обычному праву, обрядам и жертвоприношениям. Сутрами позднее именовались различные трактаты и руководства (напр, по медицине или искусству любви), а также священные книги буддизма. 10 Дао (кит. Бог, Путь, Разум, Слово, Смысл) — одно из важнейших понятий китайской философии, означает «всеединое». Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопределяемо, но совершенно. Оно покоится и все время в движении. Само оно неизменно, но является причиной всех изменений. Оно вечно единое, неизменное, непреходящее, корень всего, мать всех вещей.
ВОПЛОЩЕНИЕ ДУШИ Палингенесии1 (телесные воплощения) души Пифагора происходили в течение 216 лет, он достигал нового рождения, и как бы после первого цикла и возвращения куба шести, душе-родного и одновременно апокатастатического (периодически повторяющегося), благодаря сфе-ричности, через равный период времени Пифагор возрождался снова. Когда он был Эталидом2 и считался сыном Гермеса3, тот сказал ему, чтобы он выбирал все, что угодно, кроме бессмертия. Тогда он попросил, чтобы при жизни и после смерти он со-хранял память о том, что с ним произошло в жизни. Его просьба была исполнена: когда он умер, то в следующих воплощениях сохранил память обо всем происшедшем. По прошествии времени его душа вошла в Эвфорба4. Эвфорб рассказывал о том, что не-когда был Эталидом и получил от Гермеса дар; он описывал странствия своей души после смерти Эталида: во сколько растений и животных она вселялась по пути, что претерпела в цар-стве Аида и что происходит там с прочими душами. Когда умер Эвфорб, его душа перешла в Гермотима Клазоменского5, который, желая до-казать, что его душа прежде была воплощена в тело Эвфорба, вернулся в Бранхиды6 и, войдя в храм Аполлона, опознал щит Эвфорба, пожертвованный храму Менелаем7, который посвятил щит Аполлону, возвращаясь на корабле из Трои8. Щит к тому времени уже истлел, осталась только облицовка из слоновой кости. Вообще же этот Гермотим из Клазомен прославился тем, что душа его во время сна странствовала на большие расстояния и многое повидала и услыхала. Он создал учение о космическом разуме (NOYΣ) — демиурге, который привел в движение вселенную, о бессмертии этого разума и человеческой души (ΨYXH). (отрывки из книги "Золотой канон. Фигуры эзотерики") | |
Категория: ВСЁ О ПИФАГОРЕ | | | |
Просмотров: 6936 | Загрузок: 0 |