| 
				
			   ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА. ДИЕТА. О РИТУАЛЬНОЙ ЧИСТОТЕ
 ОЧИЩЕНИЕ И ТЕРАПЕВТИКА
 (KAΘAPMOI)Здоровье — сохранение облика, болезнь — его гибель.
 Пифагор всегда заботился о том, как выглядит его тело, чтобы оно не худело и не толстело, так как это свидетельствует о неправильном образе жизни.
 Пифагор советовал ходить не торопясь (не слишком быстро, не слишком медленно) для избежания болезни сердца.
 Впрочем, он полагал, что забота о теле подобна заботе о худшем из друзей, который нас скоро оставит.
 Природа постаралась сделать так, что некоторые восхваляемые людьми достоинства — сила, храбрость, красота, здоровье — оказалось невозможно перенять от другого человека.
 Все болезни и телесные страдания — результат человеческой невоздержанности.
 Пифагор предлагал самые разные способы сдерживания и подавления пороков и невоздержанностей:
 ■ отказ от вина;
 ■ пост;
 ■ короткий сон;
 ■ словесное воздержание до полного молчания;
 ■ напряженное и неустанное изучение и усвоение труднейших умозрительных положений; тренировать память (MNHMHN AΣKEIN...).
 Пифагор придумал немало средств, чтобы сдерживать и исцелять болезни души и тела.
 Из врачебного искусства пифагорейцы больше всего уделяли внимание тому, что касается диеты, и были наиболее усердны в этом.
 Они старались изучить признаки правильного соотношения питья, еды и отдыха.
 Пифагорейцы заботились о порядке самого приготовления пищи и напитков и выбирали то, что нужно для приготовления пищи.
 Они применяли целебные мази для умащения ран и порезов, а применение лекарств они одобряли меньше.
 Что касается надрезов (операций) и прижиганий, то они это применяли меньше всего.
 Пифагорейцы оказывали целительную помощь наложением рук (XEIPAПTAZΩN).
 При некоторых болезнях они прибегали к заклинаниям души.
 Они также использовали для исцеления души избранные места из Гомера и Гесиода и применяли подобающие музыкальные лады для врачевания душ.
 От Пифагора пошло знание того, что и в каком количестве нужно употреблять в пищу. Вначале оно появилось у Пэана и Аполлона, а впоследствии — у учеников Асклепия.
 
 Все, что употребляется в пищу, порождает какое-нибудь состояние души.
 Пифагор учил, что по нечетным дням происходят кризисы болезней и перемены в состоянии больного, связанные с началом, кульминацией (болезни), выздоровления, так как нечет имеет начало, середину и конец (как в семидневке 1 — 3 дни — начало, 4 день — середина, 5 — 7 дни — конец).
 Пифагор заботился и о настроении, стараясь не быть то слишком грустным, то слишком веселым, но всегда умеренно радостным.
 Он с величайшим искусством излечивал и очищал душу от страстей: невежества, плотского наслаждения, печали, уныния, гнева, воспламенял в ней божественное начало, спасал и переводил божественный взгляд души на умопостигаемые предметы.
 Для исцеления тела Пифагор также предписывал бороться со страдательными состояниями души (ПАΘН): гневом, заносчивостью, тщеславием, унынием, скаредностью, трусостью, алчностью, насильственной похотью и духовной леностью. Искоренение этих страстей исцеляет от страданий не только душу, но и тело.
 Если Пифагор гневался или печалился и т. п., он уходил прочь куда-нибудь и наедине с собой старался подавить это страдательное состояние души (ПАΘОΣ) и вылечить себя от него. Пока он был одержим гневом, он не вразумлял свободнорожденных, не наказывал рабов и скотину, но ждал, когда восстановится спокойное состояние души. «Усмирялся» он либо молча и спокойно бродя за городом, либо брал лиру и играл.
 После брани, хулы, худых слов Пифагор имел обыкновение (иногда в сопровождении многих) сходить к морю и очищаться морской водой.
 Подобным образом поступали и его ученики и последователи. Когда пифагорейцами овладевали гнев, печаль или какое-нибудь другое подобное чувство, они удалялись от окружающих, и каждый наедине с собой пытался мужественно подавить страдательное состояние души и излечиться от него.
 Пифагор умел заклинать душу магическими словами и повышением тона при унынии и подавленности или при гневе — особой мелодией.
 Он придумал целительство при помощи мелодий.
 Он упорядочил и привел в систему так называемые «настраивающие» и «смягчающие» мелодии, придумал сочетания некоторых диатонических, хроматических и энгармонических мелодий (семизвуковая система по квинтам EL-DL-CL-H, хроматическая — EL-DESL-CL-H), при помощи которых он легко обращал и приводил страсти души (печаль, гнев, жалость, глупую зависть, страх, различные влечения, ярость, желания, пустые фантазии, низкие чувства, горячность), если они незадолго до этого беспорядочно возникли и усилились, в противоположное состояние, исправляя каждую из них до добродетели с помощью нужных мелодий, словно с помощью правильно смешанных лекарственных средств.
 Когда его ученики вечером отходили ко сну, он освобождал их от дневных волнений и шума при помощи мелодий и прояснял в смятении волновавшийся ум, так что они спокойно и хорошо спали. Когда они просыпались, он снимал с них сонное оцепенение с помощью особых напевов и мелодий пением и игрой на лире.
       ДИЕТА ОТ ПИФАГОРА      Из видов пищи Пифагор советовал полностью отвергнуть такие, которые вызывают беспорядок в желудке, урчание и ветры;■ виды пищи, враждебные божественной природе (нечистые плоды и животные);
 ■ виды пищи священные, достойные почитания: мальву, как первого вестника и указателя тяготения земного к небесному; рыбу-чернохвостку, как посвященную подземным (хтоническим) богам; рыбу-крас-нушку, морскую ласточку, как посвященных морским божествам; бобы, как посвященные Аполлону. Пифагор ссылался на египетских жрецов, которые не сеяли и не ели бобов и даже не переносили их вида. Они также не ели рыбу и все морское, свинину и баранину, как мясо животных, посвященных богам. Так, жрецы Посейдона в Лептии2, которых называли иеромнемонами, не ели рыб, ибо бога Посейдона называли ФΥТАΛМΙΟЕ («своей влагой оплодотворяющим землю») и полагали, что первые люди появились из влажной сущности;
 ■ виды пищи, которые препятствуют сохранению благоразумия и добродетели, противны чистоте и непорочности души, мешают способности предвидеть будущее.
 Пифагор предписывал диету из злаков, корнеплодов, овощей и плодов, молока, меда, изредка рыбы. Он призывал воздерживаться от мяса, птицы и яиц, разрешая только самым слабым вкушение мяса жертвенных животных (овна, кабана, быка, петуха).
 Пифагор предписывал ученикам не есть сердце и головной мозг живых существ, потому что сердце — средоточие вселенской любви (филии), а мозг — средоточие всеобщего сознания (нуса).
 Вареную пищу не жарить, ибо не следует мягкость соединять с гневом.
 Пифагор назначал определенное время для воздержания тем ученикам, которым разрешал питаться мясом жертвенных животных.
 (отрывки из книги "Золотой канон. Фигуры эзотерики") |